Робот – добрый помощник или угроза всему человечеству?
С давних времен люди стараются воссоздать механическую копию себя с целью облегчить себе таким образом жизнь. Но правильно ли считать роботов своими созданиями или даже рабами? Этот этичный вопрос может показаться кому-то достаточно спорным по той простой причине, что у железного гуманоида по логике не может быть души, а значит, не стоит по этому поводу заморачиваться. Но так ли это на самом деле?
От Древней Греции до современной Японии
Первым о возможности использования механизмов и их влиянии на жизнь человека говорил Аристотель, который еще в 400 г. до н. э. создал паровой аппарат в виде деревянного голубя. В Китае же Конфуций упоминал о танцующем роботе, что своими выступлениями и танцами развлекал тогдашнего короля Му из Чжоу.
В дальнейшем автоматизированные системы стали принимать необычный внешний вид – это были и движущиеся часы, и открывающиеся при помощи воды двери, и прочие развлечения, которые, по сути, являлись лишь «пробами пера».
Леонардо да Винчи первым на основе анатомических особенностей создал автономного рыцаря, способного сидеть, шевелить челюстью и даже сидеть.
Вплоть до XIX века все эти разработки использовались лишь в качестве забавы и всерьез не рассматривались. Достаточно вспомнить Euphonia – поющего и говорящего робота, умеющего преобразовывать текст в речь. Точнее, это была только имитация человеческого голоса.
XX век – период очеловечивания электроников
Несмотря на то, что роботы в это время начали использоваться людьми в войнах (к примеру, танки-беспилотники из Первой Мировой), уже в 20-х годах у людей пошло переосмысление того, что роботы – не просто бездушные игрушки. Точнее это началось благодаря одной пьесе под названием «Универсальные роботы Россума».
Главная ее идея заключалась в том, что синтетические люди могут испытывать те же эмоции, что и те, кто был создан из плоти и крови. Зритель впервые задумался о том, что робот способен не только развиться до уровня человека, но и в чем-то его заметно обойти.
Такой же идеей «загорелся» и биолог Макото Нисимуру. Да, у него не было инженерного образования, однако он старался внести в робототехнику те же принципы, которые использовались самой природой. В его понимании робот должен был стать для человека другом, а не рабом. Только совместная работа, основанная на уважении природных законов, способна привести человечество к высшей ступени развития.
К созданию дружественного искусственного человека Гакутенсоку биолога могло подтолкнуть появление Телевокса, который не только мало походил на своего прототипа, но и выполнял однозадачную работу – совершал соединение телефонных звонков.
В 1928 году мир впервые увидел добродушного механического гиганта, что мог не только двигаться, но и имитировать человеческие эмоции. Важным дополнением является и то, что запуск робота производился максимально естественно.
Создатели сделали все возможное, чтобы их творение больше походило на человека, а не на бездушную железяку. Это открытие произвело неизгладимое впечатление на японцев и жителей ряда других стран, которые успели увидеть Гакутенсоку в процессе гастролей. На данный момент неизвестно где сейчас находится робот, и как он был на самом деле устроен. Однако, уже в 2007 году японцы произвели примерную реставрацию автоматона.
Современный взгляд на роботехнику
Именно Япония далеко ушла вперед в этой области. Здесь можно встретить и мягкие круглые пылесосы, и медицинских роботов, помогающих обычному персоналу больниц и домов престарелых, а также множество других механических приспособлений, ставшими неотъемлемой частью «умного» дома.
Однако, наиболее реалистичной моделью на сегодняшний день можно считать женского андроида Miim, что представляет собой среднестатистическую жительницу Японии.
Miim способна:
- распознавать речь
- реагировать на окружающие ее звуки
- умеет петь и танцевать
- имитировать человеческие эмоции
Если вам не хватило естественности в данной модели, то можно обратить свое внимание на гиперреалистичного робота Эрику, созданную также в Японии (Токио). Помимо всего вышеперечисленного, следует отметить, что данный механизм умеет вести беседу на простые темы. Сам же робот осознает себя почти человеком, а создатели Эрики утверждают, что у андроида есть душа.
Таким образом, человек сам позволяет своей искусственной копии не только помогать ему, но и быть равным. А это значит, что пришло время определиться с тактикой поведения рядом с роботами. С внедрением искусственного интеллекта мы уже не сможем игнорировать тот факт, что у синтетических людей может быть своя воля, свое видение на мир и т.д. С этого момента роботы перестанут быть просто игрушкой, и нам придется находить с ними общий язык. Если мы, конечно, не хотим создать благоприятные условия для возможного восстания машин, которое пока что выглядит сказкой.